Переправа на Ольхон

      Вот и пришло утро. С семи часов начал работу паром. Паромная переправа связывает остров Ольхон с побережьем озера Байкал. Как я здесь оказался я поведал Вам в предыдущем рассказе. Пролив, через который осуществляется паромная переправа, называется Ольхонские ворота. Точно также называется и один из паромов, работающих здесь.

Банер об Ольхоне
Информация об острове Ольхон

      Собственно здесь работают два парома. Один паром, который поменьше, осуществляет перевозку местных жителей и различных служб. А вот второй паром (“Ольхонские ворота”) перевозит всех остальных. Кстати, через несколько месяцев после нашего путешествия на машине на остров Ольхон, в новостях по телевидению было сообщение, что строится ещё один паром. Он будет таким же большим, как и “Ольхонские ворота”.

Погрузка на паром Ольхонские ворота
На Ольхон по другому не попасть

      Сначала загрузился маленький паром. Естественно мы туда не попали – мы же не местные жители. Потом к причалу подошёл большой паром. В этот паром помещается около двадцати машин. Минут двадцать погрузки и паром отчалил. Вот и первые впечатления об озере Байкал. Открывается водный простор на юго-запад, туда, где заканчивается пролив и начинается собственно Байкал.

На пароме
Идём через пролив

      Однако мы идём через пролив, максимальная глубина его около тридцати метров. Ширина пролива около трёх километров. Ощущаешь море – крики чаек, воздух пропитанный запахом рыбы, ветер и корабль. Здорово!

По Ольхону от пристани до  Хужира.

      А вот и берег острова Ольхон. Паром разворачивается и причаливает к пристани. Выезжать с него приходится задним ходом. Разворачиваемся на пристани и вперёд! От берега дорога идёт на подъём. Забравшись на пригорок, видим открывающийся простор и степь. 

Пролив между островом и материком
Пролив между островом и материком

      Дорога – щебенчатый грейдер. Трясёт ужасно, поэтому, где есть возможность съезжаем на грунтовую дорогу. Там машина едет помягче. Благо таких грунтовых дорог вдоль щебенчатой накатано множество. За машиной – клубы пыли.

Степь острова
Степь Ольхона

      Дорога между тем проходит по северо-западной части острова. Почти везде с дороги виден Байкал. Я даже бы подумал, что весь остров – это степь, если бы не видел карту острова у паромной переправы. Степь занимает северо-западную часть острова, а южная и восточная части острова – это лес. На острове есть озёра и речки. И это не удивительно. Остров Ольхон в длину около восьмидесяти километров и в ширину пятнадцать.

Улица в посёлке Хужир
Столица острова

      Зачем же сюда едут туристы? На острове множество самых разнообразных ландшафтов. На северо-западной части острова преобладает степь. Заросшие травой склоны небольших холмов плавно спускаются к озеру Байкал. Здесь очень много заболоченных, заросших заливов. Впрочем на берегах многих из них видны автомобили и палатки. Мелкие заливы этой части острова быстро прогреваются летом.

Беседка в Хужире на берегу озера Байкал
Беседка на берегу

Столица острова – Хужир

      Позади около тридцати километров трясучки. К югу от дороги появляются деревья. Это высокие сосны и лиственницы. Редко, но встречаются берёзы и кустарники. А вот и столица острова – посёлок Хужир. Здесь когда-то, несколько десятилетий назад, был порт и перерабатывающий рыбу завод.

Сувенирные юрты
Здесь туристов ждут

      От завода остались полуразрушенные здания, а от порта – такого же вида причал. Впрочем причал активно используется. Здесь стоят десятка полтора различных кораблей и корабликов. Есть почти новые, есть и древние по внешнему виду. А совсем древние покоятся на дне этого залива в виде выступающего из воды ржавого железа.

      Корабли используются туристическими фирмами для экскурсий по озеру. Собственно за счёт туристов и живёт посёлок в настоящее время. В окрестностях Хужира расположены почти все турбазы острова Ольхон. Отсюда организуются экскурсии по всему острову. Здесь кипит летом жизнь.

      О посёлке Хужир я расскажу немного подробнее в следующем рассказе.