Путь из Белово на Байкал

      Наша дорога на озеро Байкал на машине началась из города Белово Кемеровской области. В общем о путешествии я уже рассказывал. В этот раз более подробно о маршруте поездки. Схему движения смотрите ниже.

Схема пути на озеро Байкал из города Белово
Маршрут на Байкал

      Ну, а теперь более подробно о каждом участке пути. А путь неблизкий, около одной тысячи восемьсот километров в одну сторону и пять тысяч сто километров за всё путешествие на озеро Байкал.

Дорога на озеро Байкал от Белово до Мариинска

      Наша поездка на Байкал началась в городе Белово Кемеровской области. Выехали мы у посёлка Инской на дорогу первой категории с двумя полосами в каждом направлении. Дорога достаточно хорошего качества, хоть и построена очень давно. Крупных ям на ней нет, встречаются иногда мелкие выбоинки, которые и не замечаешь.

      Сорок километров до деревни Демьяновка пролетели быстро. Дальше пошла обычная дорога с одной полосой для движения в каждом направлении. Она на этом участке очень загружена транспортом. Мест для обгона очень мало. Всюду разметка и знаки. И так до села Чусовитино, примерно двадцать километров. За селом, в четырёх километрах, есть выезд на скоростную автомагистраль.

      Здесь скорость ограничена в хорошую погоду ста тридцатью километрами в час. Магистраль хорошая, построена совсем недавно. Разделительная полоса посредине. Две полосы в каждом направлении. В скором времени эта автомагистраль будет продолжена до деревни Демьяновка. А сейчас это примерно пятьдесят километров хорошей скоростной автомагистрали.

      А вот и столица Кузбасса — город Кемерово. На перекрёстке со светофором поворачиваю направо и никуда не сворачивая проезжаю через город на другой берег реки Томь. Здесь дорога менее загружена, чем если бы поехал прямо. На правом берегу приходится поплутать, много поворотов.

От Кемерово по М53

      Но, справедливости ради скажу, что везде есть таблички с направлением движения. Едем по федеральной дороге М-52, она же региональная Р-255 или на город Мариинск. Вот и закончился Кемерово.

      Трасса проходит через тайгу. Населённых пунктов очень мало. Часто это небольшие полузаброшенные деревеньки в несколько дворов. Они расположены на берегу речек и прудов. В логах мостики и мосты через реки и ручьи. И так на протяжении километров восьмидесяти. Тайга очень красива, особенно впечатляют виды с высоких холмов. Как в той песне: «Зелёное море тайги..»

Тайга вокруг
М-52

      Трасса изобилует поворотами, подъёмами и спусками. Но дорога очень хорошая, хоть и по одной полосе для движения в каждом направлении. На подъёмах в горы появляется дополнительная полоса для обгона тихоходного транспорта. И хотя движение интенсивное, это не очень напрягает.

      Тайга закончилась, перед нами раскинулись просторные поля с клочками леса. Холмы стали не такими высокими и более пологими. Однако пейзаж от этого не стал менее красивым. Дорога по прежнему достаточно хорошего качества, хотя иногда встречаются небольшие участки покорёженного или выбитого асфальта.

      Очень часто на таких участках стоит дорожная техника. В нескольких местах есть грунтовые объезды — идёт ремонт полотна. Иногда и вовсе новый участок дороги строят взамен старого. Около сотни километров пролетают незаметно. И вот уже старинный сибирский город Мариинск встречает путешественника импровизированной крепостью.

Город Мариинск по пути на Байкал
На въезде в Мариинск

      Надеюсь, что когда-нибудь выкрою время, и специально съезжу в этот красивый город с историей в несколько сотен лет. Мимо проплывают старинные дома, восстановленные и украшенные, какие-то фигуры — статуи. Останавливаться некогда, впереди дальняя дорога.

Путь от Мариинска до Красноярска

      На выезде из Мариинска проехали по мосту через реку Кия. Это широкая и мощная река со множеством стариц, рукавов, пойменных озёр. Закончились пригородные посёлки и вновь вокруг равнина с невысокими холмами. Она разрезана множеством оврагов и речных долин. С холмов открывается простор полей и лишь справа вдали виднеются горы Кузнецкого Алатау.

      Однообразная и скучная шоссейка. Мелькают информационные таблички деревень и сёл. Где-то справа остался посёлок Тяжинский, где делают самую вкусную и настоящую сгущёнку. Где-то слева остался посёлок Боготол. Дорога прошла мимо них. Двести километров до Ачинска монотонной и скучной дороги.

      Перед въездом в Ачинск мост через реку Чулым. Это широкая и полноводная река, по которой даже ходят какие-то суда. Чулым берёт своё начало в горах Кузнецкого Алатау в республике Хакасия. В городе много промышленных предприятий и известное на всю Россию лётное училище. Судя по заросшему лётному полю и стоящих без движения самолётах, уже может быть и не существующее.

Самолёты в городе Ачинск
Кукурузники на краю поля.

      Попетляв по Ачинску, вновь выехали на трассу М-52 (Р-255). Менялись поля на лес, лес на болотистые согры и опять на лес и поля. Мелькали реки и ручьи, мосты и просто насыпи. Километров через сто пятьдесят дорога привела нас к одному из крупнейших городов Сибири — Красноярску. Совсем недавно его население достигло миллиона человек.

Порт на реке Енисей в Красноярске
Портовые краны

      Заехав в супермаркет, купили ведёрко с шашлыком и поехали дальше. Чтобы сократить время в пути можно объехать город по объездной дороге. Проехали по мосту через одну из крупнейших рек Сибири — Енисей. Баржи, краны, причалы, буксиры, катера, лодки — река не маленькая.

От Красноярска до Бакала

      Солнце опустилось к горизонту и временами исчезало за чесом и горами. Пора было искать площадку для ночлега. Километрах в семидесяти от Красноярска, справа от дороги увидели небольшое озеро и полянку на его берегу. Здесь и развели костёр, пожарили шашлыки, вскипятили чай. Поставили шатёр, залезли в спальники и …

      Утро встретило нас туманом и ярким восходом солнца. Позавтракав, двинулись дальше. Надо сказать, что местность была гористая. Горы, однако были невысокие и чередовались с широкими долинами. И везде, со всех сторон лес. Во многих местах велись работы по ремонту шоссе. Было много объездов по грунтовой или насыпной дороге.

      Это был самый длинный и трясучий день за дорогу к Байкалу. А проехали мы в этот день всего километров семьсот. И всё из-за ремонта дороги или её ужасного состояния. Особенно плохие дороги перед Канском и после него, до границы с Иркутской областью.  То справа, то слева от нас появлялась временами железнодорожная магистраль — знаменитый БАМ.

      Остались позади Тайшет, Нижнеудинск, Тулун. Вот за городом Тулун, на берегу реки мы и заночевали во второй раз за путешествие. Это был самый малонаселённый участок нашего пути на Байкал. Населённые пункты встречались очень редко. Нужно быть очень внимательным с бензином. При каждой возможности заправлять полный бак.

Ночёвка у города Тулун
Вторая ночёвка

      От Тулуна ехать стало веселее. Дорога была просто замечательная после вчерашнего дня. Да и до цели нашего путешествия — озера Байкал, осталось совсем немного. Слева вдали появилась красавица Ангара. Проехали Усолье-Сибирское, Ангарск. А вот и Иркутск. Большой сибирский город на берегу реки Ангара. Время за полдень. Снимаем наличные в банкомате и двигаемся дальше к Байкалу на остров Ольхон.

От Иркутска до Байкала

      Ещё сто километров по равнине Бурятско-Ордынского автономного округа на восток от Иркутска. И ещё примерно столько же на юг к Байкалу, через высокие горы, покрытые тайгой. Своеобразие местности и культуры сразу бросается в глаза. Вдоль дороги встречаются скульптуры животных в полный рост и крупнее.

Горы у озера Байкал
Ближе к озеру — больше гор
Пейзажи по пути на Байкал
Вдоль дороги
Деревенька у дороги
Деревенька
Гигантская скульптура орла в степи у озера Байкал
Орёл недалеко от озера
Бродяга у Байкала
Бродяга к Байкалу подходит…

      Видели мы и медведя и оленя. Перед Байкалом несколько десятков километров степи. И в самом центре степи высится гигантская скульптура орла.  А на самом берегу озера Байкал стоит тот самый бродяга из песни о Байкале. Вот и Байкал! Пахнет рыбой и морем. Летают и кричат чайки.

Очередь на паром через пролив Золотые ворота на остров Ольхон
Очередь на паром

     К сожалению, попасть на остров Ольхон в этот вечер не получилось. Паром вечером закончил работу до утра. В тёмное время суток (с двенадцати ночи и до семи утра) паромы не работают. Пришлось заночевать в очереди на паром в машине. Об острове Ольхон я расскажу в следующий раз. Следите за новостями блога.