Планирование и подготовка путешествия в Горный Алтай.

Эту поездку в июле 2009 года мы готовили заранее. У меня с женой совпал отпуск всего на неделю. На пять дней мы решили отправиться в путешествие. Посовещавшись, решили съездить в Горный Алтай. Путешествовать решили на автомобиле, а ночевать в палатке. Днём мы хотели осматривать местные достопримечательности.

Планированием маршрута занимался я. Купил я карты Алтайского края и республики Алтай. Опросил знакомых, кто уже посетил Горный Алтай. Поискал информацию в интернете. Распланировал всё по дням. Наметил места ночёвок. Было запланировано посетить озеро Манжерок, Чемал, Тавдинские пещеры, зону отдыха “Бирюзовая Катунь”. В результате получился традиционный туристический маршрут от Майминского до Чемальского района.

Подготовка заняла около недели. Были куплены палатка, котелок, туристическая посуда, продукты питания. Достали из старых запасов металлический чайник, решётку — гриль. В гараже я сделал треногу, чтобы подвешивать над костром котелок и чайник. Купили цифровой фотоаппарат, чтобы осталась память о поездке.

Продукты рассчитали на пять дней. Расчёт был с учётом того, что днём мы будем обедать в кафе, столовых или других заведениях. Завтрак и ужин мы планировали готовить сами. В принципе всё так и получилось. Для первого вечера приготовили из свежего мяса шашлыки. Утром их в день поездки замариновали и уложили в бачок. За день шашлык отлично замариновался. В чём мы и убедились в тот же вечер.

Начало пути в Горный Алтай

Утро в день поездки на Горный Алтай было солнечным. Проснулись мы в Перед дорогойшесть часов утра. К семи часам все приготовления были закончены, вещи уложены в багажник машины. Выйдя во двор, мы сфотографировались на фоне машины. Да, забыл сказать, что мы – это я, автор сайта, Асламов Алексей, моя жена Елена и сын Дмитрий. Уселись в машину и в путь.

Путь наш начался в городе Белово Кемеровской области. По автомобильной дороге Кузбасс – Алтай, мы доехали до трассы Новосибирск – Барнаул, где и повернули в сторону Барнаула. Дорога в принципе довольно хорошая на участке Кемеровской области. По Алтайскому краю похуже.

Здесь со мной приключился один неприятный момент. Местами дорожное полотно ремонтируется по алтайскому рецепту. Выливается на дорогу, подлежащую ремонту мелкий гравий, перемешанный с битумом, и разравнивается грейдером. Непонятно для какой цели всё это делается. Один из кусков щебня, вылетев из-под колеса встречной машины, оставил на лобовом стекле машины трещину, которую по возвращению мне пришлось клеить. Как потом оказалось, что я не один такой. Многие попали на таких участках в такую же ситуацию.

По Алтаю

Трасса эта проходит по северной части Салаирского кряжа. Места здесь живописные и красивые. ВысокиеДорога в Алтайский край через Салаирский кряж мосты проложены через таёжные речки. Горы покрыты вековой тайгой. Частые повороты, дорога вьётся между гор. Крутых поворотов и подъёмов нет, так как она начинала строиться для железнодорожного сообщения. По территории Алтайского края она вообще местами прямая как стрела на многие десятки километров.

Вот и Барнаул, столица Алтайского края. Заезжать в этот город мы не планировали. Поэтому, проехав по его окраинам, выехали в сторону города Бийск. Где то на полпути между Барнаулом и Бийском остановились, чтобы перекусить и отдохнуть. Неплохо пообедали в кафе у ракеты. Всё было прекрасно приготовлено и обслуживание на высоте. Немного отдохнув, мы продолжили свой путь.

Здесь необходимо сказать несколько слов об Алтайском крае. То, что это сельскохозяйственный край, видно вдоль всего пути. Поля вокруг дороги, засажены сельскохозяйственными культурами, насколько хватает Гороховое поле в Алтайском краевзгляда. Тут выращивают всё, что можно выращивать. Это и подсолнухи и гречиха, пшеница, рожь, горох и много чего другого. И бескрайняя равнина вокруг, иногда пересекаемая оврагами и речками.

Однако мы подъезжаем к старинному городу сибирских купцов и торгашей Бийску. Это во многом благодаря им, в давние времена началось строительство пути в Монголию через горы Алтая. Это и есть знаменитый Чуйский тракт, длиной 630 километров. Он начинался в Бийске и протянулся до границы с Монголией. Значительная часть тракта идёт вдоль реки Чуя, именем которой он и назван.

В Бийске мы тоже не планировали останавливаться. Хотя, надо сказать, что Бийск стоит того, чтобы посвятить ему хотя бы немного времени. Здесь много старинных зданий и сооружений. По городу протекает величественная река Бия. Есть, что посмотреть. Оставим это для будущих путешествий.

Горный Алтай уже рядом

Через час после того, как мы миновали город Бийск, на горизонте показалась большая гора. Это гора Бабырган. Это первая гора, которая встречает путешественника, едущего или идущего в Горный Алтай. Её высота 1008 метров над уровнем моря. Над уровнем окружающей местности она возвышается более чем на 750 метров.

Справа от шоссе бирюзовой лентой, даже скорее лентами, замелькала красавица Катунь. Почему Река Катунь в Горном Алтаебирюзовой, да потому, что вода её действительно удивительного бирюзового цвета. Начинается она с ледника на горе Белуха и течёт 688 километров до слияния с рекой Бия недалеко от Бийска.

Вскоре подъезжаем к границе республики Алтай. Движение ограничено скоростью 20 км/час. На обочине стоит приличных размеров надпись “Республика Алтай”. Здесь же находится стационарный пост милиции. Ну, а сразу за всем этим начинается село Майма. Это первое село, встречающее нас в Горном Алтае. Далее наш путь лежит на озеро Манжерок. Дорога до границы Горного Алтая заняла у нас вместе с остановками около семи часов.

По Горному Алтаю

Майма, Манжерок, Чемал

Летний жаркий день. Проезжаем посёлок Майма. Много автомобилей на дорогах, автостоянках. Вообще много туристов. В сувенирные рядах, кафе, закусочных многолюдно. Вот и мы остановились перекусить и немного отдохнуть. Пообедали в небольшом кафе у дороги. Походили, посмотрели сувениры. Покупать пока рано, нужно присмотреться.

Продолжаем путь. Как мы добрались от посёлка Майма до села Манжерок и далее на озеро Манжерок можно прочесть здесь. Сразу скажу, что в горной местности я не был. В связи с этим, был приятно удивлён каким прозрачным, чистым, свежим оказался здешний воздух! Недаром говорят, что Горный Алтай — это жемчужина Сибири.

автопутешествие по Горному Алтаю       Отдохнув на озере Манжерок, мы поехали в посёлок Чемал. Двигались на автомобиле по Чуйскому тракту. На осмотр местных достопримечательностей и развлечения, ушёл весь день. Были приятно удивлены обслуживанием и меню в придорожном кафе. Сравнительно недорого и сытно покушали. Все остались довольны.

Семинский порог и Катунские ванны

Заночевали в палатке на берегу реки Катунь. Потрескивание костра и чай допоздна. Свежий воздух, журчание реки, накопившаяся за день усталость и никаких проблем с засыпанием. То есть, отрубились мгновенно. На свежем воздухе хорошо спится и хорошо высыпаешься.

На следующий день решили проехать по Чуйскому тракту на левом берегу Катуни. Переехали реку через мост в селе Усть-Сёма. Доехали по Чуйскому такту до села Черга. Удивительна природа Горного Алтая! Горы, реки и долины, прекрасные виды, пейзажи.

Поскольку наша нынешняя поездка была краткосрочная и ознакомительная, дальше мы не поехали. В следующий раз обязательно заедем в настоящие горы с ледниками. Сегодня же мы вернулись к реке Катунь и остановились на туристической стоянке у Сёминского порога. Это знаменитые Сёминские или Катунские ванны.

Здесь мы накупались вдоволь и устроились на ночлег. Удивительный таёжный и горный воздух! Ароматы лесных трав. Ворчание Катуни на Сёминском пороге. Многие приезжают сюда семьями, даже несколькими семьями, чтобы было веселее.

Тавдинские пещеры, Бирюзовая Катунь, озеро Ая

Парк "Перекрёсток миров" у Тавдинских пещер       На следующий день мы посещали знаменитые Тавдинские пещеры. Последний раз я ходил в пещеры, когда мне было лет пятнадцать. С Тавдинскими, мои давние походы не сравнишь. Здесь пещеры оборудованы для посещения туристами. Но, всё равно, очень интересно, ещё и гид рассказывает интересно.

Обедали мы в кафе в туристическом комплексе «Бирюзовая Катунь«. Это свободная экономическая зона, строится для развития внутреннего туризма. Здесь есть искусственное озеро с пляжем и горками. Здесь же находится знаменитый парусник-кафе.

Километрах в тридцати от туристического комплекса «Бирюзовая Катунь» расположено озеро Ая. Это озеро издавна используется для отдыха. Вокруг него построено много отелей, туристических баз. Озеро Ая расположено на высоком, левом берегу Катуни.

Это краткий обзор нашей поездки по Горному Алтаю. Более полно о нашем автопутешествии рассказано в отдельных статьях, на которые можно попасть, пройдя по ссылкам в этом тексте. О других наших поездках можно прочесть на сайте v-pohode.ru.

Вот такое путешествие мы совершили в течении пяти дней. Конечно, за такое короткое время невозможно побывать во всех интересных местах Горного Алтая. Здесь ещё много интересных и манящих достопримечательностей осталось без нашего внимания. Надеюсь, что в скором времени мы ещё посетим этот удивительный край.